Раскол христианской церкви 1054 Византия
16 июля легаты папы римского предали Анафеме константинопольскую церковь, положив начало христианской схизме – расколу
Папа римский Лев IX и патриарх Константинопольский Михаил Кируларий. Ни один не собирался отступать в богословских спорах, что привело к схизме.
В XI веке патриарх Константинопольский Михаил Кируларий, опасаясь расширения влияния католиков на греческих христиан, закрыл все латинские монастыри на территории Византии и направил в Италию письмо, в котором критиковал притязания римских первосвященников на полную власть в христианском мире.
Для разрешения спора папа Лев IX послал в Константинополь своих легатов. В сопроводительном письме он заявлял, что никто не имеет права критиковать папу и оспаривать его права (как прямого наследника апостола Петра) на главенство над всеми христианами.
Начались богословские споры. Обсуждались вопросы об исхождении Святого Духа (восточные христиане считали, что он исходит только от Бога Отца, а западные, что и от Бога Сына), о причащении (латиняне использовали для евхаристии пресный хлеб, а греки – квасной) и о браках священников (на Западе они были запрещены).
Единства достигнуто не было, и 16 июля 1054 года папские легаты предали анафеме Константинопольскую церковь. Михаил провозгласил ответную анафему.
Так христианство раскололось на католичество и православие. Схизма существует и по сей день, несмотря на то что в 1965 году взаимные анафемы были сняты.
Попытка объединения христианских церквей после раскола (1439 Италия)
6 июля во Флоренции католики и православные подписали декларацию об объединении церквей
Богословский диспут на Соборе во Флоренции, 1439 г. По уровню философской подготовки западные теологи намного превосходили православных
В1438 году папа Евгений IV предложил византийскому императору Иоанну VIII созвать Вселенский Собор ради разрешения споров, разделявших католиков и православных, и объединения церквей. Евгений IV рассчитывал получить опору на востоке для борьбы с теми епископами, которые отвергали догмат о непогрешимости папы, а византийский император надеялся на помощь Запада в борьбе с турками.
Собор начал заседать в Ферраре в 1438 году, а в 1439-м переехал во Флоренцию. Собравшиеся обсуждали четыре основных вопроса: об исхождении Святого Духа, о главенстве папы в христианском мире, о чистилище и о таинстве причастия. В общем, круг тем был почти таким же, что и 400 лет назад, перед схизмой. В итоге православные под давлением католиков согласились с нововведениями латинян, но отказались вводить у себя западные церковные обычаи.
На Соборе была подписана совместная декларация, согласно которой между восточной и западной церквами заключалась уния. Однако греки никак не могли смириться с тем, что папе принадлежит высшая власть в христианском мире, и почти все восточные иерархи, вернувшись домой, отказались от своих подписей под декларацией. Так схизма осталась непреодоленной.